Виды диоксида титана, производители, применение
Информация о важнейших марках, областях применения и производителях диоксида титана

Диоксид титана в лакокрасочных материалах
Роль, особенности использования и аналоги TiO2
в различного рода ЛКМ

Главная страница
Форум о диоксиде титана
 
Диоксид титана TiO2
Использование в ЛКМ
О веществе TiO2
Статьи о диоксиде титана
Виды диоксида титана
Ответы на ваши вопросы
Контакты
Полезные ссылки

 


Бесплатная книга

Скачать


 


Пигменты

ПИГМЕНТЫ

Назначение.

Основное назначение пигментов - окрашивание материала, в который они введены. Обычно это бесцветная или белая глазурь, но окрашивать можно и ангобы, и керамические массы.

На основе пигментов можно самостоятельно приготовить подглазурные краски, краски высокого огня, надглазурные краски, для этого необходим флюс на соответствующую температуру.

В группу ПИГМЕНТЫ здесь включены также грануляты - зернистые окрашенные порошки для получения эффекта крапчатости глазури или черепка, а также подглазурные пастели - пигменты, отформованные с добавками глинистых компонентов в виде стержней.

ВЫБОР ДЛЯ КРУЖКОВ И СТУДИЙ. Пигменты предназначены для получения цветных составов сознательными действиями, предполагающими опыт работы и понимание материала. В связи с этим пигменты может использовать преподаватель, но не учащиеся.

Основные характеристики.

ХИМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - перечисление основных существенных элементов пигмента. Например, циркон-ванадиевый бирюзовый имеет химическую систему Zr-Si-V.

И 17/800, и № 38, и ВК-2 дадут в глазури примерно один и тот же бирюзовый цвет, так как принадлежат к одной системе Zr-Si-V.

Где бы не был произведен этот пигмент, он будет иметь примерно тот же цветовой тон, максимальную температуру использования, интенсивность, особенности поведения в тех или иных глазурях. Химсистема позволяет разговаривать технологам любой страны на одном языке, без использования фирменных номеров типа "краска № 38", "ВК-2", "17/800" (указаны циркон-ванадиевые пигменты разных фабрик). Пигменты принципиально новой химсистемы по статистике появляются 1 раз в 40 лет.

МАКСИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА - температура, выше которой пигмент легко растворится в глазури, потеряв свой собственный цвет. Понятие "минимальная температура" для пигментов не используется. В чистом виде, в отсутствии агрессивного расплава глазури, пигменты обычно выдерживают существенно более высокие температуры.

СРЕДА. Цвет некоторых пигментов сильно зависит от среды обжига - окислительной или восстановительной. Большая часть пигментов предназначена для окислительной среды, есть пигменты, которые не чувствуют окислительно-восстановительного потенциала газовой среды.

ИНТЕНСИВНОСТЬ. Кобальтовые и кобальт-хромовые пигменты имеют высокую интенсивность, розовые, красные, пинки - низкую. Характерные концентрации, необходимые для получения глазурей максимально насыщенного цвета, указаны в описании каждого пигмента.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СОСТАВ ГЛАЗУРИ. Эта информация имеет значение, если пигментом окрашивают глазури.

Ярко-малиновый пигмент 16/713 п в глазури S-0108 меняет свой цвет до неузнаваемости! (показана кракле-глазурь S-0108-03, 1060C)

При высоких температурах пигмент частично растворяется в глазури (по меньшей мере - наиболее мелкодисперсная часть пигмента). Обычно получающийся раствор имеет цвет, отличающийся от цвета пигмента. В итоге наблюдаемый после обжига цвет является суммой цвета пигмента и цвета раствора пигмента в глазури. Для минимальной растворимости необходимы благоприятные (для каждого пигмента - свои) составы глазури. Часто бывает достаточно исключить из состава глазури один из компонентов, чтобы получить чистый насыщенный цвет. О том, какой цвет получается при растворении в глазури оксидов металлов, можно прочитать в описании солей и оксидов.

Фон тарелки выполнен глазурью S-0126-03, имеющей правильный состав для пигмента 16/713 п. Яркий цвет сохраняется до 1230С.

ЦВЕТ. Как ни странно, эту характеристику мы поставили на последнее место. Если пигмент введен в нужную глазурь в нужной концентрации и обожжен в правильных условиях, цвет полученного покрытия автоматически получится правильным.

Особенности технологии.

--ВВЕДЕНИЕ В ГЛАЗУРИ. 1-ый способ - совместный помол. Все количество пигмента добавляют в мельницу вместе с глазурной шихтой и проводят стандартный помол (10-30 часов). Этим достигается максимальная однородность глазури. Для большей яркости предпочтительно загружать пигмент в мельницу за 0,5-1 час до окончания помола.

Шаровая мельница 150 литров.

Во 2-ом способе пигмент смалывают в течение 0,5-1 часа в уже смолотой глазури, при этом используют весь требуемый объем или часть объема глазури. В этом случае достигается хорошее перемешивание, более крупные частички, если они присутствуют в порошке пигмента, практически полностью измельчаются. Пример. Для приготовления 25 л желтой глазури необходимо ввести в глазурь 2 кг пигмента 10/125 п. Для этого от 25 л неокрашенной глазури отбирают 2 л, добавляют в них 2 кг пигмента (т.е. весь!) и чуть-чуть воды, эту смесь смалывают в фарфоровом барабане в течение 1 часа. Полученный концентрат выливают в оставшийся объем (т.е. в 23 л) глазури. Смесь хорошо перемешивают и процеживают.

Лабраторная мельница: герметичные фарфоровые барабаны (1-4 литра) вращаются на станине вместе с глазурью и помольными шарами.

3-ий способ самый простой: увлажненный порошок пигмента всыпают в жидкую глазурь и перемешивают миксером в течение 10-30 минут. Способ удобен для получения небольших количеств цветной глазури при высоком качестве пигмента или при допустимости мелкой цветной точки.

--ВВЕДЕНИЕ В АНГОБЫ, ЛИТЕЙНЫЕ МАССЫ. Так как ангобы и литейные массы много гуще глазурей, рекомендуется способ № 2. При введении пигментов в состав ангобов и масс результирующий цвет может быть иным. Как правило, в составе масс пигменты выдерживают несколько более высокую температуру обжига.

--ВВЕДЕНИЕ В ПЛАСТИЧНЫЕ МАССЫ. Во многие массы требуется введение вместе с пигментом небольшого количества флюса, например, S-0121, для усиления окраски. Пигмент и флюс смешивают с водой до получения суспензии консистенции жидкой сметаны. Пластичную массу разрезают на мелкие куски, заливают суспензией, хорошо перемешивают. Смесь гомогенизируют в глиномялке (если готовится большой объем массы) или многократной раскаткой в пласт. Однородность смешения оценивают на срезе: поверхность среза куска массы ножом должна казаться ровной по цвету, без разнотонных прожилок.

--ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОК. Некоторые пигменты можно использовать в качестве подглазурной или майоликовой краски без дополнительных добавок. Но обычно требуется смешение пигмента с флюсом и органическими материалами. Небольшие порции краски можно приготовить на стекле или в ступке: кончиком ножа, пипеткой и т.п. дозаторами выкладывают заданное количество пигмента, флюса, добавляют несколько капель воды или др. увлажняющей жидкости, смесь растирают мастихином, курантом или пестиком в ступке. Если пигмент или флюс содержат крупинки, смесь лучше протереть кистью через тонкое сито.

Использование пигментов в качестве майоликовых красок с добавкой флюса. Нанесены по белой сырой эмали.

Рекомендуемые флюсы: для подглазурной росписи - та прозрачная глазурь, которой роспись будет покрыта; для майоликовой росписи - та белая эмаль, по которой будет производится роспись; универсальные - S-0121, S-1044. Соотношение пигмент:флюс может составлять 60:40, уточняется на практике. В краску можно ввести глицерин S-4659 для увеличения длины мазка, а также раствор КМЦ (S-4524), декстрина, крахмала, сахара и т.д. для предохранения краски от осыпания (в случае прикосновения руками, глазурования окунанием и т.д.). Известна практика закрепления подглазурных красок обжигом изделия при температуре около 900С. Это снимает проблему смывания краски в процессе глазурования.

Грануляты вводят в глазури или литейные массы без дополнительного помола. Непосредственно перед использованием глазурь следует хорошо перемешать. Грануляты, замешанные на прозрачной глазури, можно наносить кистью поверх основного слоя глазури. В этом случае после обжига зерна выглядят резче (контрастнее), чем в случае введения гранулятов в объем глазури.

Известные проблемы и способы их разрешения.

Основная проблема при применении пигментов - как получить требуемый цвет. К сожалению, далеко не все цвета, различаемые человеческим глазом, возможно получить в керамическом исполнении.

Реальные образцы с известными концентрациями пигментов в известных глазурях, обожженные при известной температуре - можно посмотреть в офисе.

Особенности цветовых характеристик см. в описании конкретной подгруппы. Большой объем цветовой информации можно найти в описаниях базовых глазурей - S-0121, S-0118, S-0017 и т.д. Реальные образцы можно посмотреть в офисе Хорсс.

Требования безопасности.

1. Тонкодисперсная пыль. Даже если пигмент не содержит токсичных компонентов, пыль представляет опасность всегда. Пользуйтесь респиратором и вентиляцией при работе с порошками.

2. Токсичные вещества. Некоторые пигменты содержат в своем составе химически связанные оксиды кобальта, марганца, никеля, представляющие опасность при попадании в организм. По сравнению со свободными оксидами, химически связанные оксиды представляют меньшую опасность. Тем не менее, соблюдайте простое правило: НЕ ПИТЬ, НЕ ЕСТЬ, НЕ КУРИТЬ на рабочем месте.

 

Форма поставок.

Пигменты упакованы в двойные пластиковые пакеты. Стандартные упаковки - 10 г, 50 г, 200 г.

Подгруппы :

Белые "пигменты"

Белые "пигменты". Эти материалы приведены здесь по той причине, что их часто именно здесь ищут. В точном смысле ни один из них пигментом не является. Для материалов, используемых в качестве белил в составе глазурей используется термин "глушители", т.е. "делающие непрозрачным".

Бирюзовые, хром-бирюзовые, голубые пигменты

Эти пигменты предназначены для получения светло-синей, голубой и бирюзовой окраски. В отличие от синего, голубые и бирюзовые тона ближе к зеленому, а не просто светлее, чем синий. Кроме пигментов, подобное окрашивание дают некоторые синие пигменты в низких концентрациях, а также соединения меди. В восстановительных условиях синевато-зеленое окрашивание достигается введением небольших количеств оксида железа (селадон).

Грануляты

Грануляты предназначены для получения крапчатого окрашивания глазурей или масс.

Желтые пигменты

Желтые пигменты служат для окрашивания глазурей, красок, масс. Кроме пигментов, желтый цвет могут давать оксиды титана, железа и (в некоторых условиях) никеля. См. Соли, оксиды.

Зеленые пигменты

Зеленые пигменты служат для окрашивания глазурей, красок, масс. Кроме пигментов, зеленый цвет могут давать оксиды меди и хрома. Так как зеленый цвет является смесью желтого и голубого цвета, многие зеленые оттенки, особенно салатовые, получают смешением соответствующим желтых, голубых, синих, бирюзовых пигментов.

Коричневые пигменты

Коричневые пигменты служат для окрашивания глазурей, красок, масс в цвет от темно-коричневого, почти черного, до светло-коричневого, почти желтого. Кроме пигментов, коричневый цвет могут давать оксиды железа, марганца, никеля и иногда хрома. Так как коричневый цвет всегда является смесью других цветов, многие коричневые оттенки получают смешением нескольких пигментов с преобладанием желтого.

Красные, оранжевые пигменты

Эти пигменты служат для окрашивания глазурей, красок, масс в цвет от светло-оранжевого до темного вишнево-красного. Кроме пигментов, красный цвет может давать оксид меди в восстановительных глазурях (т.н. "бычья кровь"), при низких температурах в окислительной среде - оксид железа Fe2O3.

Пастель подглазурная

Пастели - пигменты, отформованные в виде пишущего мелка. Смачиваются глазурью. Служат для получения подглазурного рисунка в "карандашной" технике.

Розовые, малиновые пигменты

Розовые пигменты предназначены в основном для окрашивания беложгущихся масс в розовый цвет, реже - для приготовления подглазурных красок. Розовые глазури легче получить из красных пигментов и глухих белых эмалей. Малиновые пигменты (пинки) предназначены для окрашивания глазурей, приготовления красок и ангобов. Некоторые составы глазури можно окрасить в малиновый цвет оксидом олова с добавлением оксида хрома.

Серые пигменты

Серые пигменты предназначены для получения стабильного светло-серого, голубовато-серого цвета глазурей, красок, ангобов. Серый цвет трудно получить, используя малые концентрации черных пигментов.

Синие пигменты

Синие пигменты необходимы для приготовления глазурей, ангобов, красок, имеющих цвет от светло-синего до темно-синего с оттенками в сторону зеленого или фиолетового в зависимости от баланса оксидов в пигменте. Кроме пигментов для получения синего цвета используют оксид кобальта и его смеси с оксидами хрома и меди.

Фиолетовые, сиреневые пигменты

Фиолетово-сиреневый цвет имеют пигменты единственной химсистемы олово-хром. Не предназначены для окрашивания масс. Сиреневые оттенки можно получить смешением малиновых или красных пигментов с синими в примерной пропорции 10 : 1.

Черные пигменты

Черные пигменты служат для окрашивания глазурей, ангобов, керамических масс в черный цвет. Черный цвет могут, помимо пигментов, давать тщательно сбалансированные смеси оксидов кобальта, хрома, железа, марганца, никеля, а также сочетания синих пигментов с темно-коричневыми.

См. также:

Важнейшие марки диоксида титана, применение, производители

 




 

Тематический индекс цитирования

Copyright © 2008-2012 TitanDioxide.Ru

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Диоксид титана TiO2